На отношения, которые складываются между потребителем и риэлтором, распространяются нормы, закреплённые в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Вы как потребитель имеете право на информацию, то есть в соответствии со ст. 10 Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон) при оказании риэлторских услуг исполнитель должен своевременно (до заключения договора) довести до потребителя полную и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых услугах (перечень, вид, стоимость, порядок, условия оказания услуг и т.д.), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно статье 12 Закона если потребителю не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков. В договоре должны быть четко прописаны конкретные виды услуг, сроки оплаты, сроки и порядок оказания услуг, обязанность оказания которых возлагается на риэлтора, а также пределы полномочий риэлтора в представлении интересов заказчика в его отношениях с третьими лицами. Исполнитель риэлторских услуг обязан оказать услуги в срок, установленный договором. Если исполнитель нарушил срок оказания услуг, потребитель в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона вправе: назначить риэлтору новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги; отказаться от исполнения договора. Потребители серьезно рискуют, когда подписывают так называемый договор на оказание информационных услуг, ведь в случае спора доказать, что информация не предоставлена сложно. Особенно актуально это для услуг по подбору вариантов аренды (найма) жилья. Договор в этом случае должен содержать условие о том, сколько показов должен организовать риэлтор для того, чтобы договор был исполнен надлежащим образом. В зависимости от особенностей сделки стороны могут договориться о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением договорных обязательств, или об уплате неустойки, выплате пени, штрафа.
В случае нарушения сроков оказания услуг вы имеете право взыскать с исполнителя неустойку в размере 3% от цены услуги. Если в договоре прописана неустойка меньше 3%, то данное положение следует признать недействительным. Также напоминаем, что вы имеете право отказаться от исполнения риэлтерского договора в любое время при условии оплаты фактически понесенных исполнителем расходов, связанные с исполнением договора. При этом бремя доказывания этих расходов лежит на исполнителе. Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Кроме того, при отказе потребителя от исполнения договора риэлтор не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных на оказание услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением случая, если потребитель принял оказанную услугу (п. 4 ст. 28 Закона РФ). По общим правилам, сформулированным в ст. 402 Гражданского кодекса, действия работников риэлторской фирмы, индивидуального предпринимателя по исполнению ими обязательств будут считаться действиями данной риэлторской фирмы, индивидуального предпринимателя, которые, в свою очередь, будут нести ответственность за действия своих работников, повлекшие неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.