История

  Алан-Бексерское сельское поселение
Адрес: 422723, Республика Татарстан, Высокогорский  район, с. Алан-Бексер, ул.Центральная, д.19
Телефон: +7 (84365) 63-9-51
Электронная почта: AlanB.Vsg@tatar.ru
Глава сельского поселения, руководитель исполнительного комитета:

Гарифуллина Зухря Рустямовна

Гарифуллина Зухря Рустямовна

Приемные дни и часы: вторник 08.00-12.00

Географическое положение

Административный центр сельского поселения находится в 38 км от районного центра. 

Населенные пункты в составе поселения:

с.Алан-Бексер, с.Алатский спиртзавод, с.Гарь, д.Асянь, д.Шумлян

Население

608 человек, из них 95 моложе трудоспособного возраста, 374 трудоспособного возраста и 139 старше трудоспособного возраста (по состоянию на 01.01. 2015 год)

Краткая историческая справка:

В 1918 году  в с.Алан-Бексер Суксинской волости Арского кантона образован сельский совет народных депутатов.

С 1930 года входит в состав Дубъязского района.

С 1963 года сельский совет входит в состав Зеленодольского района.

С 1965 года сельский совет входит в состав Высокогорского района.

С 2000 года Алан-Бексерский Совет народных депутатов переименован в Алан-Бексерский совет местного самоуправления.

В  2006 году - в Алан-Бексерское сельское поселение.

Достопримечательности, известные люди

В с.Алан-Бексер на территории христианского кладбища находится деревянная часовня построенная в 1778г. с разрешения митрополита Вениамина.

Немного из истории и ещё немного о том, с чем сегодня живет Алан-Бексерское сельское поселение…

Алан-Бексерский сельский совет народных депутатов организован  в 1918 году. В 2000 году переименован в Алан-Бексерский Совет местного самоуправления, а в 2006 году – в Алан-Бексерское сельское поселение. Общая площадь территории поселения 4496,3 га. Включает в свой состав пять населенных пункта: с.Алан-Бексер, с.Гарь, с.Алатский спиртзавод, д.Асянь и д.Шумлян. Сельское поселение расположено в живописном месте, на границе с республикой Марий Эл. С окраин населенных пунктов Алатский спиртзавод, Гарь и Шумлян начинаются бескрайние хвойные и смешанные леса, где обитают лесные звери и птицы, и каждый год поспевают небывалые урожаи лесных явств: грибов, земляники, черники, малины…

В населенных пунктах поселения проживают граждане 8 национальностей. Между собой общаются на русском и татарском языках. Для верующих христиан имеется часовенка в Алан-Бексерском христианском кладбище, для мусульман есть мечеть в с.Алан-Бексер.

Центральная усадьба поселения - село Алан-Бексер основано в начале XVIII века близ реки Ашит. Земская школа в деревне открыта в 1888 году. В 1903 году на средства земства для школы было построено собственное здание, которое функционировало до 90-х годов прошлого века.  В 1991 году построено современное двухэтажное здание – где в настоящее время расположены Алан-Бексерская школа (до 2014г была средней, с 2014г – стала основной общеобразовательной),  детский сад «Золушка» и пришкольный интернат для детей, обучающихся из других деревень. Для детей здесь создаются все условия: в школе трудится профессиональный педагогический коллектив.  Детский сад для малышей так же оборудован по современному. В интернате царит атмосфера домашнего уюта.

На территории поселения в тридцатых годах прошлого столетия был организован колхоз «Новая жизнь», который существовал до 2006 года.  Он объединял в своем составе пять деревень: Алан-Бексер, Асянь, Янга куч (располагался возле с.Алан-Бексер, впоследствии население переехало в другие населенные пункты), Гарь и Шумляны. В деревнях  Алан-Бексер, Гарь, Шумлян проживало русское, а в  Асяни, Янга куч – татарское население. До 1950 года на территории колхоза «Новая жизнь» существовало пять мелких колхозов: «Новая жизнь», «Революция», им.Горького, «Комбайн», «Янга куч». В 1950г к/з «Янга куч» объединился с к/зом «Новая жизнь», а им.Горького с к/зом «Революция». В 1958г все три колхоза были объединены в один колхоз «Новая жизнь». Население до коллективизации занималось земледелием, животноводством и кустарными промыслами. Наряду с коллективизацией проводилась работа по организационно-хозяйственному укреплению колхоза. Обеспечение выполнения сева и хлебозаготовок занимало важнейшее место в работе хозяйства. Одновременно росла техническая вооруженность. Довоенные годы были годами организационного и экономического укрепления колхоза. Народ здесь всегда был трудолюбивый. Труженики колхоза из года в год добивались хороших результатов и в животноводстве, и в земледелии. Руководили хозяйством в разные годы очень опытные руководители. Нельзя не отметить Гаврилова Александра Федоровича, участника Великой Отечественной войны, который был несменным председателем колхоза «Новая жизнь» в течение 28 лет. Используя свой богатый опыт, А.Ф.Гаврилов приложил много сил и уменья, чтобы превратить колхоз в передовое, высокорентабельное хозяйство. Гаврилов А.Ф. избирался депутатом Верховного Совета Татарской АССР, являлся членом бюро Высокогорского райкома КПСС, награжден орденами Ленина и «Знак Почета», медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ТАССР.

За высокие показатели в социалистическом соревновании в честь 100-летия В.И.Ленина коллектив колхоза «Новая жизнь» был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. В 70-х годах прошлого столетия это хозяйство славилось высокими производственными показателями как в животноводстве, так и в растениеводстве, а люди дорожили честью своего хозяйства.

В с.Алатский спиртзавод до1982 года функционировал завод по производству спирта, который берет свое историческое начало с 1758 года, когда винокуренный завод, построенный в 1720 годах приказчиком Шуваловым в с.Алаты был перенесен к ключу возле реки Ашит - «на нынешнее место спиртзавода». В с.Алатский спиртзавод до сих пор сохранились труба завода и некоторые производственные здания.

В с.Гарь население во все времена занималось деревообработкой. До 90-х годов прошлого столетия здесь процветал комбинат по обработке древесины, в больших объемах заготавливались деловой лес, дрова, в полную мощь работали пилорамы. Народ был обеспечен работой. Теперь на месте комбината остались частные пилорамы, которые работают лишь по мере поступления заказов… 

Перемены, которые происходили в стране в начале нового столетия коснулись  и Алан-Бексерского поселения: сельское хозяйство на территории поселения пришло в упадок. Сельскохозяйственное производственное предприятие перешло в частные руки, от былого хозяйства, в котором трудились сельчане, осталось лишь несколько островков, напоминавших, что когда-то здесь был животноводческий комплекс, машинно-тракторный парк… Из-за нехватки работы на селе, начался отток молодежи в город…

Сельское поселение сродни большой семье: со своими проблемами и радостями.   В настоящее время на территории Алан-Бексерского сельского поселения проживает 608 человек. Здесь функционируют основная общеобразовательная и начальная школы, детский сад, два ФАПа, два отделения почтовой связи, сельский дом культуры, две библиотеки, два частных магазина в с.Алан-Бексер, организована выездная торговля в н.п.Гарь и Алатский спиртзавод. После ликвидации колхоза «Новая жизнь» население в поисках работы ринулось в г.Казань: мужчины начали работать в частных строительных, дорожных фирмах, в охране, а женщины трудоустраивались в больницах, пекарнях. Возрождение сельского хозяйства на территории сельского поселения, создание рабочих мест стало первостепенной задачей. Необходимо было что-то менять, дальше так не могло продолжаться. На рабочих совещаниях актива не раз обсуждался вопрос, как повысить деловую активность населения в селе, в какое русло в дальнейшем направить жизнь поселения. Тогда и родилась идея возрождения сельского хозяйства в центральной усадьбе – в с.Алан-Бексер. Было предложено войти инвестором на территорию Алан-Бексерского сельского поселения Айрату Сабирову – генеральному директору ООО «НПП ГКС», идею он поддержал и  впоследствии этого в начале 2013 года было организовано ООО «Асянь» и инвестор без промедления взялся за работу. С инвестром пришли в село и инвестиции. С начала 2013 года общая сумма инвестиций составила более 200 млн. рублей. Приобретены автомашины, трактора, комбайны; капитально отремонтирован крытый зерноток площадью 2000 кв.м; на территории машинно-тракторного парка полностью восстановлена стоянка для машин, тракторов и с/х техники; на базе разваленной котельной капитально сделана теплая реммастерская, столовая;  бывшая свиноферма реконструирована под овцеферму; старая контора колхоза преобразился в гостиницу и кафе; из развалин МТФ у леса из современных материалов построены 5 помещений для содержания КРС. В настоящее время поголовье крупнорогатого скота составляет 440 голов. Начато строительство высокотехнологичного молочного комплекса на 480 голов фирмы «Де Лаваль» с доильным залом на 24 головы.

Появились новые рабочие места, в местный бюджет начали поступать налоги.  Жизнь в деревне в корне меняется. Весной  все поля в кратчайшие сроки обрабатываются и засеваются, осенью без потерь собирается урожай, заготавливаются корма.  Везде слышан гул тракторов, техники, автомашин. Уже около шестидесяти местных жителей устроились на работу в ООО «Асянь», обеспечены хорошей зарплатой.

История села Алан-Бексер

Деревня основана в ХVIII в. на ясачных землях. Встречающееся в литературе утверждение, что деревня Алан-Бексер принадлежал казанскому архиерейскому дому, не соответствует действительности. На самом деле, рядом с деревней на реке Ашит в ХVIII в. была мельница, принадлежащая архиерейскому дому, а в селе при мельнице на противоположной стороне Ашита, в Царевококшайском уезде находилась домовая церковь, к которой была прописана деревня Алан-Бексер. В 1778г. с разрешения митрополита Вениамина в деревне было устроено собственное кладбище и построена деревянная часовня (стоящая и сейчас), так как в распутицу добираться до мельничной церкви было трудно. После закрытия мельницы деревня Алан-Бексер находилась в приходе села Алаты.

«Дер. Алань Бексерь в 7 в. от села при впадении оврага Атлан в реку Ашит. Тут среди Царевококшайских лесов на берегу реки Ашита была поляна (по-татарски алан) господина (бек) великого (по-татарски сур) - митрополита Казанского. В исследовании проф. И.М.Покровского о Казанском архиерейском доме в числе владений дома по Алатской дороге упоминается только одно Савиново. Но в подобном же исследовании «К истории Казанских монастырей до 1764 года» в числе владений Зилантова монастыря не упоминается, например, Ивановское (Сумки), тогда как в указе Консистории от 23 сентября 1742 г. оно называется вотчиной Зилантова монастыря. По-видимому, подобной же вотчиной архиерейского дома или лично митрополита Вениамина и была дер. Алань Бексерь, так как она находится от миссионерского стана этого просветителя инородцев - Седмиозерной пустыни не далее 25 верст. К сожалению, книга документов «на толстой синей бумаге» сгорела у хранившего их крестьянина В.П.Железова, а другая - была похищена из часовни. Старожилы помнили лиц, крещеных не в Алатской церкви, а на архиерейской даче. Алань Бексерские требы начали записываться лишь с 1786 года, т.е. по смерти Митрополита Вениамина...

Из исследования проф. Покровского видно, что архиерейскому дому давались места с рыбными ловлями и бортями. Около слияния рек Ашита и Илети до сего времени ловится много рыбы, и местность удобная для пчеловодства. Тут при мельнице на даче в живописной местности, по преданию, любил жить ревностный просветитель инородцев Вениамин, знавший язык, быт и все особенности инородцев; и при даче была выстроена домовая церковь; эта дача находится всего только в 25 верстах от места успокоения митрополита Вениамина - Седмиозерной пустыни, рядом с черемисами Сотнурского прихода, недалеко от Моркинского и Аринского черемисских приходов. Домовая церковь была на правой стороне р.Ашита, а д.Алань Бексерь верст на пять выше на другом берегу, и в весеннее половодье не удобно было перевозить покойников через реку отпевать и хоронить около домовой церкви; поэтому в 1778 году и разрешено было в дер. Бексерь построить часовню для отправления умерших и хоронить на кладбище в Бексери, что соблюдается до сего времени, а в часовне хранится требник изд. 1689 г., будто бы полученный из домовой церкви во имя «Казанской Богородицы». Бексерцы все время недоумевают, почему земля с мельницей перешла не в их владение, а к г.Апанаеву, владеющему землей и мельницей будто бы лишь по давности. Среди татар сохранилось предание, будто бы «… митрополит Вениамин перед смертью подарил эту дачу татарке соседней деревни Бихнорад (т.е. Бикнарат – i_k) в благодарность за уход за ним больным, а она за 300 р. ассигнациями продала ее Казанским служилым татарам, за коими дача и числится по плану генерального межевания». Таким образом, судя по описанию, можно сделать вывод, дача находилась в 5 верстах ниже по течению Ашита от деревни Алань Бексерь (и на другом берегу).

В д.Алань Бексерь в 1763 году было 63 души м.п. ясачных крестьян, в 1884г. – 102 двора и 829 крестьян, в 1914г. – 164 двора и 990 крестьян. Земская школа в деревне открыта в 1888г. В 1903г. на средства земства для школы построено собственное здание.

По соседству расположились деревни: Руские и Малые Алаты, Потаниха (Потанаево), Гарь, Шумлян, Алатский спиртзавод – русские деревни; Большой и Малый Битаман, Ювась, Бикнарат, Дубъязы и Турнаяз, Татарские Алаты – татарские деревни.

В Алан-Бексерском сельском поселении имеются сведения о всех председателях сельского совета народных депутатов, председателей СМС и глав поселения с периодами их работы со дня образования.

Нынешней главой Алан-Бексерского сельского поселения является Гарифуллина Зухря Рустямовна (с 14.10.2010г).

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International